«Как стать путёвым родителем?»: для журналистов Барнаула провели тренинг родительской компетентности

У многих родителей хотя бы раз возникает вопрос: «Что мне делать с моим ребенком?», «Почему он так плохо себя ведет?». В поисках ответа некоторые читают книги по воспитанию детей, другие идут на прием к психологу, третьи полагаются на свою родительскую компетентность. А что же стоит за понятием «родительская компетентность»? Каких правил поведения должен придерживаться родитель, общаясь с детьми? Накануне у журналистов- родителей появилась возможность узнать ответ на эти и другие вопросы. В Барнауле прошел тренинг родительской компетентности.

trening21jpg.jpg

Рисуем ребенка и пишем проблему
Название тренинга - «Школа путёвых родителей» - было выбрано не случайно.
«Когда родители слышат это словосочетание, они начинают задумываться о проблемах своих детей и о том, что можно сделать для их решения», - говорит психолог Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и ведущая тренинга Елена Борячек.
Первое упражнение, которое предложили выполнить родителям, заключалось в следующем. Нужно было нарисовать на стикере своего ребенка и написать проблему. Все на 3 минуты погрузились в раздумья. Особенно папы. Многие говорили, что рисовать не умеют. Поэтому портрет ребенка выглядел как в известном стихотворении «Точка, точка, запятая».
Справившись с заданием, каждый родитель подходил к доске и прикреплял на нее свой стикер. Через некоторое время психолог разделила стикеры на 3 группы. В первую группу вошли проблемы, как общаться с детьми, вторая связана с воспитанием маленького ребенка. Третья – частные вопросы, которые можно разобрать индивидуально.
Анализировать проблемы воспитания психолог начала с тех, у кого есть маленькие дети. Для этого она нарисовала 2 схемы. И та, и другая выглядят как круг в круге. Только в первом случае это взаимодействие мамы и ребенка на протяжении всей жизни, а вторая – зона развития ребенка. Как раз на ней психолог и заострила внимание.
Маленький круг в этой схеме обозначает все дела, с которыми ребёнок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга - дела, которые ребёнок делает только вместе со взрослым.
«В зону «сам» родители не должны вторгаться, и тогда не будет проблемы недолюбить или перелюбить своего ребенка. Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но не может хорошо организовать свои делав течение дня», - отмечает психолог.
После этого Елена Георгиевна приступила к анализу проблем и поискам выхода из них.

Правила компетентных родителей
Проблемы, с которыми сталкиваются журналисты-родители, не отличаются от тех, чья профессия не связана с журналистикой. Это и нежелание говорить с родителями, делиться своими переживаниями, как найти общий язык с подростком, почему ребенок убегает от мамы на улице, как справиться с адаптацией к школе и т.д. Многие из них можно решить, следуя определенным правилам.
1. Разговаривая с ребенком, используйте в своей речи «я-сообщения». Т.е. они должны начинаться со слов «я», «мне», «меня».

«Используя в речи «ты-сообщения», родители унижают личность ребенка. Например, ребенок пришел с улицы грязный. Родитель задает вопрос: «Ты опять грязный? Ты что не мог лужу обойти?» А можно было бы сказать: «Мне очень-очень стыдно, что мой ребенок не видит лужу и лезет в нее». И тогда ребенок думает: «Да, чего-то я куда-то не туда зашел». Всегда нужно оценивать поступок ребенка, а не личность», - советует Елена Георгиевна.
2. Если вы хотите знать, как дела у ребенка, задайте более конкретный вопрос.
Все привыкли спрашивать: «Как у тебя дела?». И получать ответ: «Нормально». Но можно задать вопрос более конкретный: «У тебя все в порядке и в школе, и с друзьями? А как ты общаешься с Петей (Васей, Колей)?».
Т.е. нужно найти то, за что можно зацепить ребенка и узнать, таким образом, как у него дела.
3. Старайтесь не повышать голос на подростков, т.к. в этом возрасте дети вообще могут отключиться и не слышать вас.
«Вы кричите на них – ребенок вас не слышит. А если вы скажете ему на ухо шепотом, он все услышит. Помните, что в подростковом возрасте дет

и ждут поддержки от родителей, они хотят знать, что их любят, что родители одобряют то, что они делают», - отмечает Елена Борячек.
4. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим.
«Лучше сравнить поведение ребенка вчера и сегодня или на той неделе и на этой. Задав вопрос: «Что случилось с моим ребенком сегодня?», он задумается над своим поведением», - говорит Елена.

trening31.jpgВыход есть!
Вторая часть тренинга в ключала ответы на вопросы журналистов, касающихся конкретной ситуации.
«Ребенку 5 лет. Но иногда приходит среди ночи в спальню родителей. Говорит, что ему страшно. Как отучить ребенка от совместного сна?»
Елена Борячек: «в этом случае нужно понять, манипулирует ли ребенок вами или ему на самом деле страшно спать одному. Рядом с кроватью ребенка можно установить ночник и проговорить с ребенком, зачем он нужен. Дети до 7 лет любят играть с родителями. Поэтому через игру так же можно воздействовать и на них. Например, сказать, что детской кровати плохо без ребенка, что она не запоминает его сны. Подушка, одеяло, игрушки тоже слушают сказки, которые читают мама с папой. Поэтому нужно, чтобы малыш спал в своей кровати».
«У моего ребенка есть вредная привычка – грызет ногти. Что делать?»
Елена Борячек: «Ребенок грызет ногти, когда волнуется. В этом случае хорошо помогают четки. Руки ребенка будут заняты, и он не вспомнит о вредной привычке».

В конце тренинга журналисты выполнили упражнение «Мусорное ведро, мясорубка и чемодан». Нужно было сказать, какую информацию они считают для себя, как для родителей, лишней, над чем стоит подумать, а что взять с собой в дорогу. Участники отметили, что вся информация, которую они услышали, была полезна.
«Для меня эта встреча имеет практическое значение. Я узнала много нового и интересного. Даже то, что советовали для родителей маленьких детей, мне было интересно послушать. Во-первых, чтобы переоценить свои поступки, во-вторых, многое из того, что говорят про маленьких применимо и к взрослым», - говорит корреспондент краевого радио ГТРК «Алтай» Мария Рудакова.
«Встреча была продуктивна. Родители были заинтересованы, задавали вопросы, ответы на них они получили. Хочу сказать, что растить ребенка - это здорово, интересно, необыкновенно. Каждый ребенок растет по-своему. Нет двух одинаковых детей, так же как двух одинаковых людей. Воспитание – это целая наука. Такие тренинги могут помочь в этом», - отмечает Елена Борячек.

trening11.jpg

Встреча была интересна не только родителям, но и детям. Пока взрослые узнавали о способах конструктивного общения с детьми, дети находились в игровой комнате «Веселые джунгли», занимались с педагогом-психологом Евгенией Мирской.
Организаторами мероприятия выступили общественные организации «Молодые журналисты Алтая» и «За добрые дела». Тренинг прошел в краевом кризисном центре для мужчин в рамках проекта «Ремень не метод воспитания!», получившего грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Благодарим за помощь в проведении тренинга ГУ «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (г. Барнаул).

Юлия Вяткина