Метод "1-2-3"

Описание: для того, чтобы остановить проблемное поведение ребенка, взрослый начинает считать до трех строгим голосом. Если взрослый досчитал до трех, но плохое поведение продолжается, ребенок подвергается наказанию. Как правило, в качестве наказания используется тайм-аут. 
Метод 1-2-3 помогает сделать детей в возрасте 2-6 лет более послушным и управляемым. При помощи метода 1-2-3 можно останавливать детские истерики, капризы и хулиганские действия. Метод универсален и прост в освоении. 
 

История метода 1-2-3 
Метод 1-2-3 пришел из Канады. Дело в том, что в Канаде приняты строгие законы в отношении воспитания детей. Детей нельзя бить, ругать, строго наказывать, потому что это считается неуважением к личности ребенка. В случае чего, на вас донесут в полицию – прохожие, соседи и даже сами дети. За нарушение закона родителю придется заплатить серьезный денежный штраф или даже провести несколько дней за решеткой. 

Итак, в законе объявлено, как нельзя поступать. Но кто научит родителей, как можно и нужно? У многих канадских родителей возникли проблемы – что делать, если ребенок разошелся? Как призвать ребенка к порядку, когда ребенка не могут утихомирить никакие гуманные способы? Канадцы даже специально слово придумали для обозначения буйного состояния у детей – «тантрум». Тантрум ребенка вызывает состояние бессилия у родителя, и если он сильно переживает – то тоже впадает в состояние тантрум. Т.е. родитель становится неуправляемым, начинает наказывать ребенка и нарушать закон. 
Согласно исследованиям, состояние «тантрум» наблюдается по крайней мере у 80% детей. Т.е. с этим сталкивается практически каждый родитель. Нужно было придумать метод эффективного наказания без применения насилия. Таким методом для канадцев стал метод 1-2-3. 
Замечание:на самом деле, разумеется, насилие в методе 1-2-3 присутствует. Просто гуманисты считают такое насилие допустимым, т.к.действия родителя не унижают личность ребенка
Что-то вроде главного Канадского пособия для родителей по воспитанию без насилия, является книга: “1-2-3 Magic. Effective Discipline for children 2-12”, Thomas W.Phelan, Ph.D. Именно в ней был описан метод 1-2-3, которым пользуются канадские родители. 
Описание метода 
Последовательность действий

Ребенок хулиганит, нужно его остановить. 
1. Успокойтесь. Метод 1-2-3 показывает лучшие результаты, когда родитель выглядит спокойно и уверенно. Никаких разговоров, ссор, выяснения отношений. Только счет. При этом чем меньше эмоций на вашем лица и в вашем голосе, тем лучше. 
2. Произнесите строгим голосом «Считаю до трех. Раз». 
3. Ждите 5 секунд. 
4. Если хулиганские выходки продолжаются: «Два». 
5. Ждите 5 секунд. 
6. Если хулиганские выходки продолжаются: «Три». 
7. Если вы досчитали до трех, то с вашей стороны должно последовать наказание. 
Наказание 
Дома в качестве наказания рекомендуется использовать метод тайм-аут. В идеале, ребенка отводят в небольшую комнату (уголок шалуна). Там могут быть игры, кровать, книги. Но ни в коем случае там не должно быть телефона, друзей и электронных развлечений. В качестве альтернативы можно использовать стул (сидение на стуле). 
 «Как вести себя в общественном месте, если ребенок начинает хулиганить?» Автор советует начинать считать, не обращая ни на кого внимания. Конечно, все должно быть хорошо отработано дома; ребенок должен понимать, что со счетом шутки плохи. В качестве комнаты для наказания можно использовать магазинную тележку (посадить туда ребенка), либо общественный туалет, либо угол магазина. Также можно покинуть супермаркет. Можно использовать тайм-аут альтернативы. 
Если ребенок хулиганит в машине, опять-таки нужно начинать считать. В качестве наказания: либо остановиться на обочине, либо вернуться домой. 
Альтернативы тайм-аута: не давать десерт, заставить прибрать где-то что-то, отправить друга домой, не включать телевизор, отобрать любимую игру, раньше уложить ребенка спать, забрать несколько монет из его копилки. 
Какие можно ожидать результаты? 
Примерно половине детей хватает одного наказания, чтобы принять правила этой игры. Другая половина детей мгновенно перейдет в категорию тестеров. Вначале вам будет тяжело с ними. Они будут испытывать вас, чтобы проверить, будете ли вы придерживаться новых правил. Если вы будете их придерживаться, при этом не споря, не крича, не шлепая, вы получите подавляющее большинство этих маленьких тестеров, которые перейдут в первую категорию в течение 7-10 дней. 
Когда можно применять метод? 
Когда ребенок освоил этот метод, достаточно начать считать, чтобы быстро остановить любые хулиганские действия . Это уже хороший результат, т.к. поможет сберечь нервы ребенку и родителю. 
Метод 1-2-3 неэффективен , если требуется, чтобы ребенок произвел какие-то действия. Счет побуждает ребенка выполнять требуемое, но это длится от нескольких секунд до нескольких минут. 
Т.е. если ребенок возьмет ложку и начнет кидаться кашей, такое поведение можно остановить. Но если требуется, чтобы ребенок съел кашу на тарелке, то вам придется буквально стоять над ним и применять метод 1-2-3 всякий раз, когда он заупрямится. Это само по себе глупо и неэффективно. Поэтому, в таких ситуациях следует использовать другие методы 
Метод 1-2-3 не стоит применять, если ребенок болен, уже испытывает боль и другие негативные переживания. Родителю также стоит запомнить, что во время его применения не допускаются споры, крики, трепка, выяснение отношений. Конфликты гасят эффективность метода. Родителям нужно сначала успокоиться, научиться держать себя в руках, наладить свои отношения и взаимопонимание, а потом требовать того же от любимого отпрыска. 
Ответы на часто задаваемые вопросы 
• Почему 1-2-3, а не меньше ? 
• Мы предоставляем ребенку две попытки опомниться, измениться. 
• Что делать, если ребенок подражает вам и сам начинает считать ? 
• Игнорируйте это. 
• Что делать, если появляются сомнения: считать или не считать. 
• Если Вы не уверены в чем-то, считайте. В будущем составьте список «счетных» поведений. Можно привлечь ребенка для составления полного перечня. 
• Можно ли считать одной последовательностью разные плохие поведения, если ребенок разошелся ? 
• Можно. Так, например, если ребенок толкнул свою сестренку, мы считаем «Это раз»; раскидывает кубики, мы продолжаем считать «Это два»; затем кричит и визжит в процессе счета, мы произносим «Это три» 
Примечание 
Сильная сторона метода1-2-3 – его универсальность. На любые хулиганские действия ребенка взрослый реагирует одинаково – начинает считать. И хотя метод не решает всех воспитательных задач, но по крайней мере помогает взрослому справиться с самыми сильными манипуляциями ребенка. Метод 1-2-3 помогает быстро решить вопрос власти в семье. Взрослый – главный, ребенок – подчиненный. Так и должно быть, потому что именно от такого положения выигрывают оба – и взрослый, и ребенок. 
Родителю стоит помнить, что простое решение – не всегда оказывается самым эффективным. Плохое поведение часто является сигналом, что ребенку требуется больше нашего внимания, любви. Поэтому кроме наказаний и угроз наказаний в жизни ребенка должно хватать поощрений и поглаживаний. Важно понимать мотив плохого поведения – ведь иногда оно является следствием кривых действий самого родителя. 
http://www.psychologos.ru