Поддержка подростка в конфликтной ситуации

Поддержка подростка в конфликтной ситуации

Конфликт в отношениях обычно является следствием либо противоречий в мнениях и взглядах, либо неумения правильно общаться. В связи с этим важно научиться замечать и определять настроение и состояние другого; уметь слушать, вникая в суть слов собеседника, и точно выражать собственные чувства и мысли; быть доброжелательным, чутким, тактичным и внимательным.
Очень опасно перерастание конфликта в предсуицидальную ситуацию.
В чём основные причины подростковых конфликтов? Первая – безудержная потребность в самостоятельности; вторая – противоречивость и неустойчивость самооценок; третья – построение своей системы ценностей и поиск смысла жизни, порождающий чёрно-белое видение мира. Так что совсем не случайно понятия «подросток» и «конфликт» стоят рядом.
 
Каковы же правила поведения в конфликте или как ссориться конструктивно?
Во-первых, стоит «остановиться, присмотреться, прислушаться» к самому себе и к партнёрам: понять, в чём истинная причина вступления в конфликт тех или иных его участников, какие интересы они преследуют.
Во-вторых, следует отказаться от установки «победа любой ценой» – как правило, отказ даже одной стороны от столь максималистской (максимализм – это предъявление крайних, незыблемых требований) позиции благотворно влияет на дальнейшее развитие событий.
В-третьих, у большинства конфликтов возможно нахождение целого веера решений, главное уметь анализировать плюсы и минусы последствий.
В-четвертых, предлагая противоположной стороне тот вариант решения конфликтной ситуации, который лично нам представляется наилучшим, надо помнить, что партнёр, чтобы вступить в конструктивное взаимодействие, должен, как минимум, нас услышать.
В-пятых, не стоит забывать, что при любых, даже самых тяжёлых конфликтах, всегда остаётся одна непреходящая ценность – межличностные отношения, которые могут быть сохранены. Только ради одного этого стоит постараться проделать все предыдущее.
 
Основные задачи поддержки подростка в конфликтной ситуации сводятся к следующему:
§ помочь подавленному сложившейся ситуацией ребёнку сконцентрироваться на решении своей проблемы;
§ поддерживать контакт подростка с реальностью; не обещать того, что не может быть выполнено;
§ психологически «принять» подростка во взаимоотношениях, что позволит ему смягчиться, не защищаться против «плохих» чувств, снизить уровень критицизма в отношении себя, психическое перенапряжение, тревогу и стыд по поводу сложившейся ситуации;
§ оценить (в рамках логической дискуссии) способность подростка рассуждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, в симптомы физической болезни, в пессимизм и т.д.;
§ при необходимости демонстрировать подростку определённые образцы поведения в качестве примера устойчивости человека к стрессовой ситуации, самоконтроля, виденья перспектив, логического анализа жизненных ситуаций;
§ предоставлять подростку необходимую информацию, направленную на повышение его мотивации для решения проблемы;
§ обучать способам взаимодействия и поддерживать собственные усилия подростка по сохранению контроля над ситуацией, уменьшать его сомнения и страх перед неизвестным;
§ защищать права и интересы подростка, быть посредниками в переговорах со специалистами, организациями, оказывать помощь в получении доступа к необходимым социальным ресурсам.
 
Родителям подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации необходимо:
§ объяснять ребёнку то, что произошло, в доступной для него форме;
§ помочь выразить свои чувства, выслушивая ребёнка без вынесения каких-либо своих суждений или оценок;
§ дать понять ребёнку, что переживание и слезы по поводу чего-то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям;
§ дать время ребёнку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более чётко определить своё отношение к этому. Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности может помочь в преодолении стрессового состояния;
§ объяснить ребёнку, в зависимости от характера проблемной ситуации, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибок или заблуждений, которых следует избегать в дальнейшем;
§ не критиковать проявления регрессии, т.е. поведения, характерного для более ранних, «детских» ступеней развития;
§ позволять ребёнку выражать любые свои эмоции и не ждать от него, что он должен быть весёлым и жизнерадостным;
§ если ребёнок испытывает страх, показать ему, что его любят и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе;
§ дать возможность ребёнку почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью, – в частности, предоставить ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды.
Для того чтобы помочь ребёнку справиться с ситуацией, родители должны быть достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу ситуаций, какими бы отрицательными они ни были.
При воспитании детей подросткового возраста родителям важно решать следующие задачи:
-         оказывать помощь в освоении физиологической и психологической полоидентичности;
-         совершенствовать навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
-         вырабатывать жизненную философию, систему ценностей;
-         содействовать становлению новых, более независимых отношений в семье.
В семье, где царят взаимопонимание, доброжелательность в отношениях взрослых и детей, уважение между старшими и младшими, конфликты не возникают, а спорные ситуации решаются конструктивными способами.
 
Ссылка для загрузки файла: http://depositfiles.com/files/u2z5lqsfl

 

Мы ждем Вас
656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 54-а
тел. 8 (3852) 36-75-43
Наш сайт: http://kcpmss.ucoz.ru/
Наш e-mail: kcpmss@mail.ru
 
 
Интернет – сайты окружных Центров психолого-медико-социального сопровождения:
Крутихинский центр психолого-медико-социального сопровождения:
Рубцовский центр психолого-медико-социального сопровождения: