Предупреждение насилия над детьми

Статистика показывает, что все больше родителей применяют физическое наказание над детьми, а остальные активно используют другие виды насилия: угрозы, оскорбления, жесткий контроль. Внутрисемейное насилие над детьми получает оправдание в глазах родителей и общества. Причем, форма физического наказания за непослушание во многих семьях вошла в привычку и родители не стыдятся об этом говорить. Насилие в семье вызывает чувство большого стыда у ребенка, о нем труднее всего рассказать, оно порождает насилие и во взрослой жизни.

     Очень важно, чтобы педагоги могли распознавать по физическим и поведенческим признакам детей, подвергающихся физическому и моральному насилию.
Физические признаки насилия:
• синяки и ссадины неизвестного происхождения, возможно, различной давности;
• разрывы и порезы неизвестного происхождения на теле;
• припухлость и болезненность суставов, множественные переломы неизвестного происхождения;
• появление повреждений после пропуска занятий в школе, выходных или каникул.
Поведенческие признаки насилия:
• ребенок постоянно боится взрослых, родителей, физического контакта или плача других детей;
• проявляет агрессивность, замкнутость;
• совершает побеги из дома;
• придумывает невероятные объяснения имеющимся физическим повреждениям;
• жалуется на болезненность при движениях, неловкость передвижения;
• боится идти домой, особенно после получения плохих отметок.
     Однако необходимо знать признаки не только физического насилия. В Конвенции о правах ребенка психическое (эмоциональное) насилие определяется как длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.
Психическое (эмоциональное) насилие:
• открытое неприятие и критика ребенка;
• оскорбление и унижение его достоинства;
• угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
• ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка;
• однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
     У детей, систематически подвергавшихся психическому насилию, также существуют характерные внешние признаки и особенности поведения, знание которых позволяет педагогам выявить применение эмоционального насилия по отношению к ним.
Особенности поведения ребенка при психологическом насилии:
• беспокойство или тревожность;
• нарушение аппетита;
• длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• склонность к уединению;
• суицидальные угрозы или попытки;
• неумение контактировать с другими людьми;
• низкая самооценка.
     Учитывая вышеперечисленные признаки педагогу необходимо проводить совместное обсуждение с учителями, классными руководителями и психологами стратегии работы с выявленными детьми, подвергавшимися как физическому, так и морально-психологическому насилию, тактики работы с их родителями, минимизации школьных ситуаций, провоцирующих приступы насилия со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
     Скрытыми остаются жестокие формы физического и психологического истязания детей. Родители не признаются в своей ненависти к детям, но она всякий раз проявляется, когда ребенок не слушается, не соответствует родительским ожиданиям, проявляет самостоятельность. Родители берут на себя право принимать решения за детей, отказывать им в праве на выбор (что надеть, что есть и т.п.), самостоятельность и свободу.
     Педагогам необходимо знать особенности поведения родителей, которые позволяют заподозрить проявление с их стороны эмоциональной жестокости по отношению к детям. Эти особенности взаимоотношений взрослых и детей можно увидеть в индивидуальной беседе с мамой или отцом, наблюдая за поведением родителей и детей в совместной работе, участии в классных или общешкольных делах. Главное, чтобы учитель знал, на что ему необходимо обратить внимание.
Особенности поведения взрослых, позволяющие выявить эмоциональное насилие в отношениях с детьми:
• обвинение или публичное унижение ребенка, оскорбление, открытая брань;
• отказ в утешении, когда ребенок действительно испуган или подавлен, сверхкритическое отношение к ребенку, к его поступкам и поведению, нежелание нести ответственность за ребенка, перекладывание на ребенка ответственности за его неудачи;
• открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.Главная задача заключается не только в осознании проблемы насилия в отношении детей, но и в умении выявить детей, вовлеченных в круговорот насилия, и оказать посильную помощь, используя для этого необходимые средства.
 
Ссылка для скачивания файла: Preduprejdenie_nasiliya_nad_detmi.doc
Мы ждем Вас
656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 54-а
тел. 8 (3852) 36-75-43
Наш сайт: http://kcpmss.ucoz.ru/
Наш e-mail: kcpmss@mail.ru