Фокус-группы с родителями Барнаула. Результаты исследования

В январе 2010 года в рамках проекта было проведено две фокус-группы с барнаульскими родителями на тему жестокого обращения с детьми. Результаты исследования представлены ниже.

Общее представление респондентов о том, что такое жестокое обращение с детьми.

Большинство респондентов склонилось к тому, что под жестоким обращением подразумевается избиение детей.
- «Это когда бьют своих детей»
- «Бьет и уводит с синяками».
Большинство участников фокус-групп отметило, что жестокость - это, что они видят по телевизору («Недавние по телевизору программы и показывали, как обращаются некоторые с детьми») или в окружающей действительности («Есть живые примеры…»).
Также было отмечено, что к жестокому обращению относится и моральное насилие.
- «Мне кажется, жестокое обращение, это когда не только физическое жестокое обращение, но и моральное насилие, когда не учитываются интересы, когда его в силу каких-то причин лишают детских удовольствий, лишают игрушек, не дают общаться со сверстниками. Не обязательно, что ребенка будут бить, а подавлять его морально и как личность, которая не имеет своего мнения, не может ничего высказать»

Также были названы и другие виды насилия: пренебрежение нуждами ребенка и сексуальное насилие. Физическое насилие считается крайней формой, которая имеет видимые результаты, но причиной этого вида насилия является пренебрежение нуждами ребенка:
« Ну, вот обычно первое впечатление, когда слышат это словосочетание жестокое обращение, как правила у всех сразу ассоциация, что это какие-то избиения – это, конечно, крайние уже формы, это уже какой-то пик. Вообще есть такая градация жестокого обращения: пренебрежение к нуждам детей, физическое, сексуальное, психо-эмоциональное насилие, конечно, самое часто встречающееся, с чего всё начинается -это пренебрежение нуждами ребёнка – то, что не на поверхности, то, что невидно, то, что кажется иногда незаметным, но как любая плохая привычка вот это самое маленькое постепенно перерастает в большое».

Было отмечено, что в основном считается, что жестокое обращение, это взаимодействие ребенка и взрослого, но между детьми тоже может быть жестокое обращение: «ребёнок с ребёнком - они тоже дерутся очень жестоко».

Были выделены и другие формы жестокости:
- «Равнодушие - тоже жестокость»
- «Безответственность - тоже жестокость»

Все высказались против того, чтобы бить детей.

Что касается более «мягких» физических форм наказания детей, как наказание шлепками, ремнем, а также нахождение в углу, то участники первой фокус-группы считают все эти наказания вполне приемлемыми, и не относят к жестокому обращению.
- «Физическое наказание, это то, что показывают СМИ. Там жестокость, там насилие.
А просто угол или шлепок – это не физическое наказание».
Во второй фокус-группе несколько родителей призналось, что они применяют физические наказания, но в крайних мерах, когда слова не помогают:
- «Это применяется, когда для ребёнка уже недостаточны какие-то иные способы <…>, шлепок- это может быть предел, перегиб, но в каких-то вариантах он является для ребёнка наиболее действенным».
Также родители считают, что «мягкие» физические наказания служат началом жестокого обращения с ребенком:
- «С этого все начинается…»
Обе группы сходятся во мнении, что без наказания тоже нельзя.
- «Совсем не наказывать тоже нельзя. Ребенок вырастет непонятно что…»

Что касается грани, между физическим наказанием и жестоким обращением, то здесь нет однозначной оценки. Мнения склонились к тому, что нужно знать меру, понимать ситуацию и степень вины ребенка, а также наказывать ребенка, но с чувством любви к нему.
- «Розга все равно нужна. Только нужно не перебарщивать»
- «Нужно нести руку с наказанием, а в голове должна быть мысль: «Я люблю тебя». Когда наказание с любовью, это наказание во спасение, во благо».
- «Ребёнок должен понимать, за что его наказали, ребёнок должен не сомневаться в том, что его любят, ребёнок должен постоянно ощущать, что его родители любят и всегда защитят, при наказании объяснять, что не он плохой, а он сделал плохо»

На вопрос о том, какие родители чаще всего бьют своих детей, большинство участников первой фокус-гуппы ответило, что это в основном «проблемные родители».
- «Пьющие родители, родители, которые как-то не состоялись в своей жизни, у которых как-то не устроилась судьба»
Но есть и другая категория родителей - вполне достойные люди, работающие, с высшим образованием.
Респонденты второй фокус-группы также в первую очередь назвали пьющих и неблагополучных родителей, но затем отметили еще и другую группу, на которую, по их мнению, еще можно повлиять:
- «Причём более изощрённо, наверное, и ярко-выраженное или наоборот скрывают…в обеспеченных семьях, там, где неумеренно работают деньги, вот там, где деньги женщина терпит ради материального блага и потом срывается на детях, и там вообще деспотичное отношение, т.е. это полное бесправие. Это скрытое, просто не выносится напоказ».
- «Но эти семьи, если им публично какой-то пример осветить - они задумаются, у них есть разум, чтоб задуматься и когда публично, что-то где-то вылетает – они боятся. И этим можно, хотя бы пока мотивировать и этим можно их остановить».

Причины, почему физические методы воспитания детей находят широкое применение, из ответов можно сгруппировать в четыре группы:
1) Внешние причины:
- время жестокое
- телевидение насаждает образы насилия
2) Внутренние причины:
- родителям некогда заниматься детьми, нет времени
- родители не занимаются должным воспитанием
- лень, ударить ведь проще
- родители считают себя хозяевами своих детей и поэтому имеют право вести себя так, как считают нужным («Наверное, авторитет в семье надо заслужить, а мы иногда его хотим просто взять, как взрослый и сказать, что я взрослый и ты обязан и должен… никто нам ничего не должен и мы тоже можем и попросить прощения у детей, если мы были несправедливы, а мы иногда боимся быть на равных с ним».)
- родители считают, что это норма, ничего страшного
- не знают, как по-другому
- у родителей нет взаимопонимания со своими детьми
- родители сами прошли через такую жизнь
- привыкли так поступать
- от беспомощности, от бессилия родителей.
- проекция плохих отношений с мужем на ребенка:
- женщины, которые бьют детей, иногда проецируют на ребенка свое отношение к мужу (бьют как выражение своего бессилия уже не по отношению к нему (ребенку), а по отношению к своему супругу, с которым не было счастья, это тоже была, как проекция, а ребёнок в результате страдал.

- Кстати, очень часто, когда вот женщины наказывают, когда она не получает счастья, не находит его и действительно это как бы мщение какое-то… дети очень часто страдают здесь…очень.)
- родители иногда нуждаются в лечении психиатров, а у нас это не принято
3) Причины, связанные с государством
- нет системы, механизма, который бы регулировал исполнение родителями их обязанностей («Сигнал соседа - и все»), нет системы, которая может принудить родителей заниматься детьми.
- нет системы, которая бы рассказывала родителям, как надо обращаться с детьми.
«Еще у нас нет воспитания со школьной скамьи ответственного родительства. У нас упущен этот опыт воспитания вообще в школе. Потому что нас учат физике, математике, литературе, русскому. Учат читать, писать, а как быть мамой в 18-20 лет , как относится к своему ребенку, что такое детская психология, как себя вести с ним на любом этапе взросления, 3, 7 лет – переходный возраст, 12-14 – переходный возраст. Мы этого не знаем. И никто об этом с нами не говорил, как вести себя с этими малышами.»
4)Причины, связанные с менталитетом:
- эти методы применяются из поколения в поколение, из глубины веков:
«Какая-то народная традиция, вот эти пословицы: Бить, пока поперёк лавки лежит, очень много каких-то таких рассказов: «вот, когда меня отец выпорол в детстве, вот тогда я вот стал хорошим человеком», т.е. вот я, допустим, для себя не могу сказать, это правильно было или неправильно было, т.е. человек сам благодарен отцу за то, что его в своё время выпороли…»

Так же стоит отметить, что часть родителей считают физические наказания оправданными, потому что они приносят результат: «Бывает, один раз физическое воздействие, и ребенок запомнит раз и навсегда. Может, и не надо больше будет бить».

Есть группа родителей, которые не били своих детей, но со временем пришли к выводу, что надо было это делать. Здесь есть несколько ситуаций.
1. родители, которые стараются быть своим детям другом и ни разу их не ударили, иногда испытывают неуважительное отношение к себе со стороны детей. Поэтому эти родители решают, что где-то нужно было построже поступать.
2. иногда родители видят, как их дети, выращенные без физических наказаний, применяют эти виды наказаний к уже своим детям (внукам). Тогда у взрослых родителей возникает мысль: если бы я била ее тогда, то она бы поняла, как это, и не била бы теперь своих детей. А так она не знает, что при этом чувствует ребенок, и позволяет себе его иногда бить.
3. родители, видя какие-то качества, поступки своих взрослых детей, считают это пробелами воспитания, и думают, что в тот момент просто слов было недостаточно, нужно было применять более радикальные меры.

Поступки, за которые родители наказывают детей
Респонденты назвали несколько типичных случаев, когда они или их знакомые наказывали детей.
- по дороге в детский сад, когда мама опаздывает на работу, а ребенок не выспался
- за драки
- за неуважительное отношение к учителю
- за плохую или недостаточную, по мнению родителей, успеваемость в школе
- за воровство
- когда родители не выносят детский плач или крик
- за плохое или неуместное поведение в общественных местах

Результат
Обычно, применяя наказания к ребенку, родители хотят добиться послушания, «добиться своего» и «проучить ребенка». «добиться скорейшего результат». И как отметила одна группа родителей, они действительно этого добиваются физическими наказаниями:
- «Ну она (девочка) зарубила себе на носу, как отрезало», но «такой дружбы, такого доверия она (мама) лишила себя навсегда».
- «Хочу сказать, что в тех ситуациях, в которых я прибегала…(к физическому наказанию) у нас не повторялось»
Другая же группа, респонденты которой вспомнили свои детские чувства, когда их наказывали, наоборот, считает, что наказание тогда прошло безрезультатно, так как они не понимали, за что их наказали.
- «У меня с детства осталась очень глубокая обида на маму, за то, что она меня шлёпнула и действительно это ушло со мной на всю жизнь, а ей было всё равно…я разобралась уже, когда была взрослой, а в детстве мне было просто очень обидно и всё, не знаю, я может быть вообще такой впечатлительный ребёнок..была…в моём случае физическое наказание не достигло результата»

Родители также назвали и другие способы, как наказать ребенка, но без физических воздействий. Главное, наказывать по возрасту, чтобы ребенок осознал наказание.
Так, одним из самых распространенных способов, по мнению респондентов, является беседа, разговор с ребенком, объяснение, «чтобы до сознания довести». Но он больше подходит для старших детей. А маленьких можно наказывать, лишая каких-то удовольствий, например:
- не рассказать сказку на ночь, не поцеловать на ночь, не разрешить смотреть «Спокойной ночи»;
Также можно предоставить ребенку два варианта развития событий и два результата, чтобы ребенок сделал выводы и сам выбрал или провести разговор о последствиях поступка.
Еще можно проиграть с ребенком ту же ситуацию, т.е. поставить его на то место, на которое он ставит кого-то, чтобы он понял на своём примере, как это плохо.

Также можно не слова говорить, а заставить прочувствовать то, чувствовала мама. Например, она может даже всплакнуть.
Если ребенок плохо себя ведет, можно переключить на интересное, отвлечь его.
Предупредить плохое поведение можно напоминанием о поощрении за хорошее поведение. Был приведен такой пример:«Она (знакомая респондента) приучила, что мыть посуду – это любимое занятие, почетно. У них посуду помыть – это не наказание, это у них поощрение. Она говорит: «Кто сегодня себя хорошо ведет, тот моет посуду. И они стараются себя хорошо вести, чтобы сегодня помыть посуду».
Также было отмечено, что после того, как поругаешь, нужно обязательно найти, за что можно похвалить ребенка.

Что чувствуют родители, что чувствуют дети?
Респонденты считают, что во время наказания детей у родителей включаются сильные эмоции, «они ни о чем не думают», «им некогда думать», «они просто отвели душу».

Вместе с тем респонденты описали чувства, которые, по их мнению, испытывает ребенок при физических наказаниях. Самое распространенное чувство - это унижение. Также может возникнуть чувство несправедливости и обиды, если ребенок не понял, за что наказали; злость, подавленность, нежелание жить, ненависть к родителям («я тебе все равно отомщу»), пожелание смерти родителю, самобичевание:
- «что же я не так делаю, что же я такая плохая» и я не сомневалась, что я плохая, потому что верила родителям».
Могут возникнуть мысли: «меня никто не любит, я никому не нужен. Это самое страшное в жизни ребенка. И тогда у него случаются негативные последствия, в виде даже суицида».
- «Меня в детстве мама наказывала, а папа никогда даже не шлёпнул по попе … результат: я не люблю свою маму, мягко говоря, считаю её врагом, пол жизни мне испортившим, а папа… я впитала, как губка, всё, что только он говорил, т.е., это авторитет, пример, и, когда я стала взрослой, я сказала, что я буду как папа»…

-
Вывод:

Жестокое обращение с детьми воспринимается прежде всего, как физическое насилие: избиение детей, причем в крайней форме.
Шлепки, наказания ремнем, углом не воспринимаются как насилие, эти методы не считаются жестокими, а наоборот, даже полезными, так как именно эти методы приносят результат.
Но вместе с тем, родители стараются не применять эти методы, или применять в крайних случаях, когда слова уже не помогают.
Родители, которые применяют жестокие формы воспитания, в основном характеризуются как асоциальные личности (пьяницы), и/или в чем-то несостоявшиеся родители.
Также стоит отметить и другую аудиторию: это люди, которым просто некогда заниматься детьми в силу занятости на работе или бизнесом. Эти родители редко применяют физические наказания, но чаще пренебрегают потребностями ребенка. По мнению респондентов, на этих родителей, в отличие от предыдущей группы, еще можно как-то повлиять.

Между физическими наказаниями и жестоким обращением нет четкой границы. Все зависит от ситуации, степени вины ребенка, степени приложения силы. Но респонденты согласны, физическое наказание может быть началом жестокого обращения. Вместе с тем абсолютно все считают, что без наказаний тоже нельзя.

Причин возникновения стереотипа, что физическое наказание эффективно, было названо очень много.
Можно выделить личностные причины: лень, проще, не надо думать, не занимаются ребенком, нет времени, не знают, как по-другому… По мнению респондентов в основе этого всего лежит недостаточная любовь к ребенку, следовательно, незнание своего ребенка, что ведет к непониманию его. Вследствие этого скандалы, а потом, когда не получается словами – воздействие силой. Таким образом, в основе отношений между родителями и детьми должна лежать любовь.
Есть и причины, обусловленные национальностью: у нас это принято из покон веков, трансляция этой формы воспитания из поколение в поколение.
Также было отмечено, что никто не учит, как быть родителем. Поэтому было высказано предложение ввести в школах урок родительства, урок отцовства, урок материнства, чтобы сформировать у детей понимание и ответственность.

В момент наказания своего ребенка родители, как правило, находятся под влиянием сильных эмоций и ни о чем не думают. Но они задумывались, что испытывают их дети во время наказания: унижение, обиду, злость, ненависть.
Вместе с тем было отмечено, что важно, чтобы ребенок понимал, за что его наказывают и все-таки чувствовал любовь со стороны родителя. К тому же для каждого возраста нужны свои методы наказания.

Физические наказания, как уже отмечалось выше, часть респондентов считают эффективными. Основной критерий эффективности – то, что ребенок больше так не поступает. Но те взрослые, которые испытывали на себе физические наказания родителей, отмечают, что при этом они стали меньше любить своих родителей и потеряли к ним доверие, т.е. потеряли с ними эмоциональную связь.

Вместе с тем, респонденты привели достаточно много примеров воздействия на поведение ребенка без физических наказаний.