Интервью с психологом Б.А.Сосновским

 

На вопросы о том, что такое жестокое обращение с детьми, нужно ли наказывать ребенка, какие ошибки допускают родители, отвечает Сосновский Борис Алексеевич - доктор психологических наук, профессор Алтайской академии экономики и права.

 

Sosnovskij_site.jpg

- Борис Алексеевич, что включает понятие жестокое обращение с детьми?

Традиционно так называют физическое наказание, но это как бы наглядное и крайнее проявление жестокости. Не менее опасным может быть и психологическое насилие над детьми. Жестоко то, что унижает, подавляет, оскорбляет ребёнка, приносит ему боль. Человек, который жестоко обращается с детьми, это, прежде всего, безнравственный человек, потому что обижает слабого, беззащитного и только растущего, становящегося человека. Жестокость - это нарушение общепринятых моральных и нравственных норм, т.е. ценностей и правил межличностного взаимодействия, существующих в любом обществе. Жестокость всегда неуместна, недопустима, но по отношению к детям она должна быть, по-моему, наказуема. Хотя эта проблема не проста, имеет международное хождение и звучание

, например, в известной Декларации о защите прав ребёнка.

- Многие люди говорят: "Меня в детстве били, и я вырос человеком. Спасибо за это родителям. И я тоже буду бить, чтобы мой ребенок рос нормальным". Как вы относитесь к такому мнению?

Это один из мифов о воспитании, одно из стереотипных заблуждений человеческого мышления. Можно задать встречный вопрос: "А что могло бы быть с тобой, если бы тебя в детстве не били? Откуда мы можем знать влияние на развитие человека и его психики именно физического "бития"?". Мне жаль таких регулярно "бьющих" родителей, потому что они не знают того, что потеряли в результате. Они потеряли эмоциональную связь с ребенком, т.е. психологически обокрали и себя, и ребенкаРемень - это всего лишь средство выражения собственного бессилия, проявление досады и какого-то острого, смутного и негативного настроения родителя. Доподлинно неизвестно: дает ли ремень ожидаемые и надёжные воспитательные результаты. Но, несомненно, это проявление недоброго, неуважительного, бескультурного отношения к ребенку.

- Выходит, что сила - самый простой способ воздействия?

- Да, именно так - это способ простейший, примитивный. Но когда человек бьет другого, он удовлетворяет какую-то свою потребность, не обязательно осознаваемую. Это, например, выход собственной отрицательной эмоции, желание быстро подчинить, подавить другого человека. Т.е. проблема психологически заключается не в ребёнке, а в родителе. Дальше следуют некие временные педагогические результаты: ребёнок внешне подчиняется, но, естественно, обижается и внутренне закрывается от воспитателя. Так что основной итог - это психологическое отстранению ребенка от родителя. Физическое наказание оскорбляющее воздействует не только на тело, но и на психику ребенк

а. Наказанному ребенку, конечно, станет "плохо", но как это свяжется с его содеянным проступком и с будущим поведением? Станет ли "лучше" или легче родителю? Думаю, что нормальный взрослый человек будет не радоваться, а скорее сожалеть, стыдиться, что когда-то бил ребёнка.

- Как бы вы охарактеризовали родителей, которые бьют своих детей?

Это люди и родители в чём-то нереализованные, озлоблённые и жестокие. Скорее всего, им характерно отсутствие культуры, по крайней мере, внутреннего, духовного развития. Физически оскорбляя детей, они просто не задумываются и не знают, что, почему и для чего делают. По-моему, они и себя при этом унижают.

- Почему родители не признают свои ошибки?

Наверное, по

тому что не хотят (или не умеют) ставить себя "на место" другого человека. Если бы они представили себя в роли наказываемого ребенка, они многое бы поняли и, возможно, не совершали бы некоторых деяний. По крайней мере, не повторяли бы своих воспитательных ошибок. Причин тому много - персональных (субъективных) и общественных (объективных). В частности, это хроническая социальная спешка, стрессовая урбанизация жизни, нестабильность и всевозможные кризисы, которые приводят к тому, что люди не успевают, не хотят задумываться о причинах поведения не только детей, но, зачастую, и своих собственных поступков.

- Как можно предотвратить жестокое обращение по отношению к детям?

Путь всего один, и люди его давно открыли и проторили. Он называется образованием. Причем это не только получение человеком всё новых и новых профессиональных знаний. Это обязательное усвоение культуры, это нравственное воспитание, принятие гуманных, т.е. человеколюбивых ценностей и норм поведения в обществе. Уменьши

ть вероятность жестокого обращения с детьми можно с помощью повышения уровня образованности, точнее, воспитанности родителей, учителей, воспитателей и всего нашего общества.

- Какие есть альтернативные методы воспитания? Воспитания без физического наказания?

Конечно, те или иные наказания детей практически неизбежны, необходимы. Проблема выбора средств или методов наказания должна решаться глубоко индивидуально, желательно, с участием грамотных педагогов и психологов. Мировая педагогика знает массу способов воспитания, но ни один из них не даёт гарантированного результата. С психологической точки зрения, воспитание - это путь к сознанию человека, к изменению его отношения ко всему миру и к себе. Родителям, например, полезно читать хорошие и добрые книги, чаще задумываться и самим развиваться. Наказание как ответное действие за несоблюдение принятых норм было и будет существовать, но оно должно приво

дить к адекватному, желаемому результату и никогда не должно быть жестоким. Расхожая политика "кнута и пряника" не срабатывает даже в работе с высокоорганизованными животными. Ну а живую человеческую психику эта педагогическая модель недопустимо упрощает до неузнаваемости.

- Какие последствия могут быть от жестокого обращения?

С психологической точки зрения это, прежде всего, нарушение (даже разрушение) эмоциональной связи между родителями и детьми. Отсюда возможны многие негативные последствия, например, формирование у ребёнка личностной неуверенности, агрессивности, всевозможных фобий, переживаний одиночества и т.д. вплоть до психических

отклонений и болезней. Известно, что эмоциональная составляющая является важным компонентом детско-родительских и вообще семейных отношений. Для ребёнка любого возраста потребность в признании и сочувствии является более настоятельной, чем для человека взрослого. Беда в том, что многие родители некритично верят в необходимость и допустимость, даже нормальность физических наказаний. Жестокость не может породить добро,

а новоиспечённое зло будет передаваться, видоизменяться и даже усиливаться по типу известных явлений социального заражения.

- Что бы вы хотели сказать родителям?

Все родители мечтают, чтобы их ребенок был здоров, успешен и счастлив. Но старайтесь задумываться о своём ребёнке, о его успехах и неудачах, болях и радостях, мысленно ставьте себя на его место. Согласно известной поговорке, достигнув определенного возраста, некоторые люди приходят к пониманию: "Пора бы о душе подумать". Но это не совсем правильное суждение, потому что о душе человеку нужно и полезно "думать" и заботиться всю жизнь, постоянно. Размышляйте не только о себе, но и о переживаниях, о ранимой душе ребенка. Самый правильный и трудный способ воспитания - это любовь к ребёнку, которая заключается, конечно, не только в подарках, опеке и ласке, но и в обязательной, справедливой, но не жестокой требовательности. Реальное отношение к детям является одной из ва

жнейших черт характера каждого человека, одним из бесспорных показателей культуры и развития всякого общества и государства. Отношение к детям - это проявление, переживание и оценивание каждым из нас и своего прошлого, и настоящего, и будущего, и жизни в целом.

 

zdorovie.jpg

 

Автор текста: Юлия Вяткина
Источник: журнал «Здоровье алтайской семьи», март, с.19-20.